ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА САХАРА Украины

Версия для печати

В Украине существует излишек производственного потенциала свеклосахарной отрасли. Мощности украинских сахзаводов позволяют переработать более 40 млн. тонн сахарной свеклы и вырабативать ежегодно до 4,4 млн. тонн сахара. Агроклиматические условия свеклосеющих районов Украины благоприятствуют получению такого урожая сахсырья. Выращивание сахарной свеклы является трудоемким процессом, который предполагает внесения минеральных удобрений и пестицидов, механизированную обработку посевов и уборку корнеплодов. Все выше перечисленное требует значительных затрат на закупку агрохимии, поддержание сельхозтехники, приобретение горюче-смазочных материалов.

Выход из кризиса

С начала 90-х годов, в следствии отсутствия государственной поддержки свеклосахарного комплекса, площади посевов под сахарным корнеплодом стали сокращаться. Отказ украинского правительства от госзаказа и недостаток регулирующих нормативных актов привели рынок сахара в хаотическое состояние.

С 2001 года Украина не в состоянии обеспечить себя сахаром. Начиная с этого года недостаток свекольного сахсырья восполняется за счет импортного сахара-сырца. Себестоимость производства белого сахара из тростникового сахара-сырца почти на треть дешевле свекловичного. Кроме того, продажа сахара, выработанного из импортного сахсырья, по ценам ниже установленной минимальной цены сбивает стоимость свекловичного сахара, что отрицательно влияет на рентабельность свеклосахарного производства и дестабилизирует рынок. Особенно остро это чувствуется, когда рынок переполнен сырцовым сахаром в период производства свекловичного сахара.

В свое время, желая стабилизировать рынок украинское правительство ввело минимальные закупочные цены на сахарную свеклу и сахар. Однако ни ранее, ни в настоящее время установление минимальной закупочной цены не дало ожидаемого результата. Во-первых, минимальная цена не распространялась на "сырцовый" сахар, во-вторых, от занижения минимальной цены страдали лишь производители сахара из отечественного сырья.

В 2000 году государство старалось взять под полный контроль процесс продажи сахара сахарными заводами путем установления на них налоговых постов. Государственная налоговая администрация (ГНА) в трехкратном размере штрафовала сахарные заводы, продававшие сахар ниже установленной минимальной цены (2000 грн/т). Данное противоречие было решено естественным путем - благодаря дефициту сахара на внутреннем рынке, когда цена на сахар практически не опускалась ниже официально разрешенного минимального уровня.

В то же время установление минимальных закупочных цен на сахарную свеклу несколько стабилизировали отношения между свеклосдатчиками и сахаропроизводителями.

Особенности рынка

В 2004 году действуют минимальные закупочные цены в размере 165 грн. за тонну сахарной свеклы и 2370 грн. за тонну сахара, но она не распространяется на сахар, выработанный из сахара-сырца, или ввезенный из сопредельных стран.

"Прозрачность" украинских границ с соседними странами, создает мало препятствий ввозу контрабандного импортного сахара, в основном из Беларуси, России и Польши. Это означает, что внутренняя высокая монопольная цена на сахар является стимулом для увеличения контрабандных поставок сахара на наш рынок. И от этого будут страдать собственные товаропроизводители, имеющие много ограничений относительно ценообразования на свою продукцию, а деньги от продажи такого сахара не пойдут на развитие нашей страны, а уйдут в "тень".

Кроме того, высокая цена на сахар отрицательно влияет на его ассортимент. К примеру во Франции, в любом продуктовом магазине, продается более 50-ти сортов сахара. В средине 80-х в украинских продуктовых магазинах можно было насчитать более десятка сортов сахара.

Сегодня в продаже имеется только три сорта: сахар-песок, сахар-прессованный, сахар-рафинад прессованный.

Практически исчезли с прилавков магазинов сахар рафинад колотый, сахар рафинад сувенирный (сахарные головки), сахар-рафинад быстрорастворимый, а также пищевые сахаросодержащие концентраты отечественного производства: различные компоты, кисели, заварные кремы, сахар с добавлением крахмала, пектина, ванильный сахар, да и прессованный сахар-рафинад можно найти только в магазинах больших городов - Киеве, Одессе, Харькове, Днепропетровске.

Производство вышеперечисленных продуктов из отечественного сахара делает их неконкурентоспособными из-за высокой стоимости исходного компонента - свекловичного сахара. И здесь дело не только в низкой покупательной способности населения. Не маловажным является также и то, что согласно требований рецептуры для производства большинства сахаросодержащих продуктов, в первую очередь детского питания, требуется рафинированный сахар-песок, производство которого из свекловичного сахара на рафинадных заводах просто нерентабельно.

Использование для производства рафинированного сахара из тростникового сахара-сырца, ввезенного в Украину согласно квоты по льготным таможенным пошлинам, значительно снизило бы себестоимость последнего. Но фирмам более выгодно перерабатывать тростниковый сахар-сырец на сахар-песок с последующей его продажей по цене свекловичного сахара.

В то же время, украинский рынок заполнен импортными сахаросодержащими концентратами, что говорит о довольно высоком спросе на этот товар, а потребность в порционном сахаре заполняется прессованным сахаром песком, цена и качество которого значительно ниже прессованного сахара-рафинада.

Страны Западной Европы, США, Канада, Австралия и развитые страны Азии давно уже перешли на потребление сахара повышенной очистки - сахара-рафинада или рафинированного сахара-песка. Почти треть сахарных заводов Украины в 80-е годы также имели технологические схемы для выпуска рафинированного сахара-песка повышенной очистки.

Это связано с тем, что рафинированный сахар проходит дополнительные стадии очистки и перекристаллизацию, что гарантирует отсутствие вредных примесей, таких как нитраты, пестициды, тяжелые металлы. Технология производства свекловичного сахара-песка не гарантирует полное отсутствие этих примесей.

Поэтому, одним из путей насыщения рынка Украины рафинированным сахаром отечественного производства по ценам свекловичного сахара или несколько выше может быть восстановление на сахарных заводах производства рафинированного сахара-песка.

Толчком к этому может стать повышение требований к качеству сахара. В средине 90-х годов требования к качеству сахара были столь невелики, что на рынке по цене белого сахара уходил сахар, предназначенный для промышленной переработки, т.е. сахар с повышенной цветностью и зольностью. О наличии вредных примесей уже нечего и говорить.

Сегодня такой сахар не купит ни один потребитель. Требования к качеству сахара, в сравнении с тем периодом, значительно возросли, но еще находятся не на должном уровне.

Предприятия пищевой промышленности, чтобы повысить конкурентоспособность выпускаемой сахаросодержащей продукции, вынуждены идти на замену рецептуры, применяя вместо рафинированного сахара-песка, обыкновенный. В результате страдает качество такой продукции - напитки мутнеют, уменьшается сроки хранения. В то же время все чаще пищевые предприятия, для улучшения качества своей продукции, повышают требования к сахару, как одному из применяемый компонентов.

Но готова ли сахарная промышленность к производству сахара высокого качества. На наш взгляд - нет. Отсутствие на украинском рынке импортной сахарной продукции не дает украинскому потребителю сделать выбор в пользу ассортимента и качества, дает возможность отечественным сахаропроизводителям монополизировать рынок, навязывая потребителю и ассортимент и качество выпускаемого ими сахара.

Дефицит отечественного сахара, а также установление минимальной продажной цены привело к тому, что отсутствует конкуренция между сахаропроизводителями, которая является одним из необходимых условий для совершенствования технологии, снижения себестоимости, повышения качества и расширения ассортимента сахарной продукции.

В настоящее время состояние и эффективность производства сахарной свеклы и сахара из нее в Украине на порядок отстает от приемлемого уровня. Поэтому в первую очередь надо искать резервы улучшения состояния дел именно в резком увеличении эффективности производства, что невозможно сделать без привлечения широких инвестиций в эту отрасль. Но этому практически не способствуют принятые законодательные акты относительно регулирования производства сахарной свеклы и сахара.

Пути создания цивилизованного рынка

Таким образом, для достижения реального построения цивилизованного регулированного рынка сахара в Украине должно быть построена система эффективного производства и сбыта сахара из сахарной свеклы как единства технологических циклов. Это возможно при укрупнении сахарных компаний и расширения инвестирования производства свекловичного сахара. Причем инвестирование в большей мере касается производства сахарной свеклы. Сахарные заводы, при условии обеспечения сырьем на 80-100 суток работы и стабильных ценах на рынке, смогут сами себя обеспечить оборотными средствами для поддержания и обновления оборудования, сделать производство сахара не только рентабельным, а и прибыльным.

Конечной целью построения регулированного рынка сахара должно стать ограничение круга лиц, которые могут заниматься продажей сахара, одновременно с сохранением высокого уровня мотивации товаропроизводителей к улучшению эффективности производства путем сохранения высокого уровня конкуренции между ними. Данная задача чрезвычайно сложна, поскольку предусматривает постоянное балансирование между двумя крайними состояниями (стихийной конкуренцией и монополизмом), согласование различных противоречий и постоянное нахождение компромисса.

Реализация указанных мероприятий, по нашему мнению, невозможна на основе использования традиционного административного подхода к распределению квот и установления цен. Неоднократно за последние годы встречались случаи запуска сахарных заводов любой ценой, в результате чего заводы, поработав несколько дней, получали чрезвычайно дорогой сахар. Объяснить эту ситуацию, по нашему мнению, можно отсутствием настоящего эффективного собственника, то есть того, кто действительно рисковал бы своим капиталом за неудачные результаты деятельности, а также тем, что даже из убыточного завода определенные лица могут получить определенную выгоду (реализовать сахар по "левым" схемам; не платить по долгам; не выплачивать заработную плату; специально доводить завод до состояния банкротства с целью его дешевого приобретения и т.п.). Таким образом, создавая на определенном этапе искусственную видимость эффективной работы сахарных заводов путем поддержания монопольной высокой цены и принудительного использования мощностей предприятий, не соответствующих минимальным требованиям рынка, нельзя построить нормальный эффективный рынок сахара.

Кроме того, это создает преграды для привлечения широкомасштабных инвестиций и приводит к потере дорогого времени, чтобы сформировать группу мощных сахарных заводов, вырабатывающих конкурентоспособный сахар.

Для преодоления упомянутого противоречия целесообразно традиционную схему распределения квот на производство сахара и сахарной свеклы дополнить механизмом получения государственных лицензий на производство сахара из сахарной свеклы. В этом случае, определение квот будет являться только одной составляющей государственных лицензий на производство сахара, которые включают также получение лицензии на продажу сахара и гарантированное участие в обсуждении и решении всех вопросов, связанных с установлением параметров рынка сахара. По нашему мнению, механизм распределения государственных лицензий на производство сахара должен отвечать таким главным требованиям.

Важным является вопрос, каким образом проводить конкурс по распределению сахарных лицензий. Здесь, прежде всего, надо обратить внимание на такие принципиальные моменты, как прозрачность и реальность условий, выдвигаемых к претендентам на получение лицензий; стабильность требований и долгосрочный характер использования этих лицензий. Для ускорения этой работы целесообразно использовать все положительные моменты законодательных актов, принятых ранее, которыми теоретически предполагалась возможность конкурсного отбора претендентов на получение квот (на основе подтвержденных ресурсов на проведение полного цикла выращивания сахаросырья и его переработки; составление "рейтинга" сахарных заводов по наименьшей себестоимости продукции).

Ценовые параметры на сахар и сахарную свеклу, гарантированные государством, должны определяться на таком уровне, чтобы гарантировать прибыльное производство предприятий, максимально использующих производственные мощности и старающихся уменьшить затраты на единицу продукции, и постепенно "отсеять" предприятия, продолжающих неэффективное хозяйствование. Немаловажным (а то и обязательным) пунктом победы на конкурсе, по нашему мнению, должна быть "привязка" производства сахара к производственным процессам выращивания сахарной свеклы. То есть при относительно одинаковых условиях преимущество должны получать интеграционные структуры, в состав которых входят сельскохозяйственные товаропроизводители (акционерная форма существования большинства сахарных заводов и "распад" бывших КСП предоставляет широкие возможности для создания таких структур), или сахарные заводы, имеющие собственную сырьевую базу, или имеющие тесные отношения (доказанные) с производителями сахарной свеклы.

Внедрение предложенного механизма построения регулированного рынка сахара может создать предпосылки для стабильных рыночных условий функционирования акционерного капитала в свеклосахарном подкомплексе АПК Украины, и может достичь того уровня, когда акционерный капитал начнет выполнять одну из своих важнейших функций - привлечение капитала на производственные цели. Сама гарантия отдачи в будущем на вложенный капитал и будет служить ориентиром, куда будет перемещать капитал из других сфер хозяйствования.

В свою очередь акционерная форма капитала сама может ускорить создание цивилизованного рынка сахара, поскольку акционерный капитал - очень удобный инструмент для концентрации и централизации капитала. Поэтому, по нашему мнению, будет распространяться создание больших интеграционных структур по принципу холдингов (финансово-промышленных групп, ассоциаций и т.п.). Причем указанные холдинги должны охватывать не только сахарные заводы и свеклосеющие хозяйства, а и другие предприятия, которые также входят в состав свеклосахарного комплекса (семенные заводы, обслуживающие предприятия и т.п.), поскольку они также могут существенным образом влиять на улучшение работы всех предприятий комплекса.

То, что такие объединения будут распространенными, подтверждает существование таких структур в других странах, которые вырабатывают сахар (Польша, Чехия, Литва, Германия, Турция и т.п.), а также происходящие изменения в структуре украинского рынка, где происходит расширение влияния крупных сахарных компаний, таких как Украинская продовольственная компания, Дубноцукорагро, Укррос, Инвестагропродукт, Укрпроминвест и некоторых других.

Заметно увеличивается влияние на украинский рынок российских операторов сахара, которые скупают украинские сахарные заводы путем приобретения контрольных пакетов акций. Можно прогнозировать дальнейшее развитие такой тенденции, т.к. подготовка и вступление Украины в Единое Экономическое Пространство откроет возможности экспорта украинского сахара в Россию.

Тем не менее, построение цивилизованного и регулированного рынка сахара, каким бы важной оно не казалась, создает только предпосылки, потенциальные возможности для выхода свеклосахарного комплекса на новый уровень развития. Для того, чтобы реализовать эти возможности, необходимо ввести определенный комплекс изменений, направленных на реструктуризацию предприятий комплекса, позволяющих эффективно работать в новых условиях.

Назад

Автомобилеразгрузочная техника

Разгрузчики автомобилей предназначены для механизированной выгрузки зерна и других сыпучих материалов из грузовых автомобилей (ЗИЛ, МАЗ, КАМаз и др.), а также из автопоездов с одним или несколькими прицепами без их расцепки.